Ссылки для упрощенного доступа

Белоруссия не продается


Александр Лукашенко перед непростым выбором: экономический коллапс или утрата "социальной стабильности"
Александр Лукашенко перед непростым выбором: экономический коллапс или утрата "социальной стабильности"
Руководство Белоруссии не допустит "никакой бандитской распродажи страны", заявил 27 мая президент Александр Лукашенко. Вместе с тем, приватизация госсобственности является одним из условий предоставления Минску кредита антикризисного фонда ЕврАзЭС, решение по которому должно быть принято через неделю.

Белоруссия может получить первую часть кредита антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 800 миллионов долларов уже в начале следующего месяца, сообщил на днях вице-премьер правительства России, министр финансов Алексей Кудрин. Как ожидается, решение об этом будет принято советом фонда 4 июня. В целом белорусские власти рассчитывают на получение из антикризисного фонда от 3 до 3,5
Под угрозой углубления финансово-экономического кризиса белорусским властям все-таки придется пойти на непопулярные экономические реформы, в том числе, и на приватизацию своей собственности.

миллиардов долларов в течение трех лет.

Переговоры об условиях предоставления такой финансовой помощи белорусской экономике, переживающей сейчас не лучшие времена, продолжались несколько месяцев. Россия, как предполагает заведующий отделом Белоруссии Института стран СНГ Александр Федеев, в первую очередь предлагала Минску подумать о корректировке экономической политики в целом:

– Позиция российской стороны, которая была обозначена довольно давно, состоит в том, что Белоруссия должна резко сократить государственные расходы. Российская сторона считает, что программы поддержки аграрного сектора, социальные программы, которые реализуются в республике на государственные средства, не соответствуют реальным доходам республики. Что касается других вопросов, то это ограничение, а возможно, и сокращение в перспективе роста заработной платы в государственном секторе, – говорит Александр Фадеев.

Однако к властям Белоруссии были и более конкретные требования: девальвация белорусского рубля и продажа государственной собственности. Но если первую часть этой программы в Минске уже начали выполнять, то со второй дальше заявлений дело пока не продвинулось.

27 мая президент Лукашенко вновь сообщил, что на массовую приватизацию для решения экономических проблем страна не пойдет. Об этом он заявлял и раньше, после чего подконтрольные властям средства массовой информации заговорили о коварных замыслах российских олигархов, мечтающих скупить по дешевке все наиболее ценное, что в Белоруссии осталось.

Директор российского Международного института политической экспертизы Евгений Минченко отмечает:

– Российский бизнес до сих пор не принимает масштабного участия в приватизации Белоруссии по одной простой причине: Лукашенко прекрасно понимает, что экономическое влияние рано или поздно переходит в политическое. А это является угрозой для режима его личной власти. Он пытается сохранять систему управляемой
экономики, в которой основным игроком является государство. В то же время достаточно сложное экономическое положение, в котором сейчас находится Белоруссия, вынуждает ее вести переговоры о приватизации наиболее привлекательных объектов…

Теперь же, предполагают эксперты, под угрозой углубления финансово-экономического кризиса белорусским властям все-таки придется пойти на непопулярные экономические реформы, в том числе, и на приватизацию своей собственности. Могут ли они ослабить политические позиции нынешнего президента страны?

– Безусловно, руководство республики позиционировало Белоруссию как социально ответственное государство. Поэтому такие меры подвергнут сомнению существовавший ранее имидж народного правительства, которое заботится о народе. Это, конечно, не укрепит политические позиции режима Лукашенко, а наоборот, ослабит – слишком многое у него было завязано именно на такой популистской политике, – констатирует Александр Фадеев.

Но какие белорусские активы могут быть потенциально интересны российскому бизнесу? Эксперты предполагают, что при адекватной оценке Минск вполне мог бы продать доли в нескольких крупных государственных монополиях, например, в Белорусской железной дороге, "Белпочте", "Белэнерго" или "Белгосстрахе".
Непопулярные экономические реформы подвергнут сомнению существовавший ранее имидж народного правительства, которое заботится о народе. Это, конечно, не укрепит политические позиции режима Лукашенко.

Отдельная тема – это компании, связанные с топливно-энергетическим комплексом. В частности, уже неоднократно Минск – в процессе переговоров об условиях поставок в страну российских нефти и газа – говорил о желании продать активы в нефтепереработке и даже 50-процентную долю в компании "Белтрансгаз", половина которого уже принадлежит "Газпрому".

Впрочем, партнер и аналитик компании RusEnergy Михаил Крутихин выражает сомнение в том, что эти белорусские активы кому-то нужны:

– Еще одна половина акций "Белтрансгазе"? Но у "Газпрома" есть другая труба, идущая через Белоруссию в Польшу, которая полностью ему принадлежит. В "Белтрансгазе" российской газовой компании принадлежит 50 процентов акций. Для осуществления транзита газа через Белоруссию "Газпрому" этого более чем достаточно, – напоминает Крутихин.

Единственный в Белоруссии государственный актив, по которому уже ведутся переговоры о продаже, это компания "МАЗ". В феврале российская госкорпорация "Ростехнологии" предложила объединить белорусского производителя грузовиков с российским "КАМАЗом". Однако Минск запросил за свой актив цену, которая, по мнению аналитика инвестиционной финансовой компании "Метрополь" Андрея Рожкова, является необоснованной:

– На мой взгляд, оценка белорусской стороны Минского автозавода – 2 с половиной миллиарда долларов – завышена. В действительности же завод стоит в разы меньше, учитывая, что выпуск МАЗа в 2010 году составил около 11 тысяч автомобилей, а КАМАЗ - 32 тысячи. С учетом этих производственных показателей, на мой взгляд, МАЗ должен стоить примерно в два с половиной раза меньше, чем сейчас стоит КАМАЗ. То есть, наиболее адекватный диапазон оценки Минского автозавода составляет от 700 миллионов до 1 миллиарда долларов, – считает Андрей Рожков.

По оценке российского министра финансов Алексея Кудрина за три года Белоруссия от приватизации государственной собственности должна получить от 7 с половиной до 9 миллиардов долларов. Только в этом случае, не скрывают в Москве, она может рассчитывать на получение всего заявленного кредита ЕврАзЭС.

Материалы по теме

XS
SM
MD
LG